Древний город Псков
903 - 2017 годы
 
Маршрут № 1
Кремль. Довмонтов город

Маршрут № 2
Проходит по центру города

Маршрут № 3
Проходит по местам воинской славы средневековья и ВОВ
Маршрут № 4
Проходит по центральной части Пскова и улице Гоголя.

Маршрут № 5
Проходит по Октябрьскому проспекту - центральной магистрали Пскова.
Маршрут № 6
Проходит по территории Запсковья: улицам Леона Поземского, А.И.Герцена.

Маршрут № 7
Проходит по району Завеличья
 

 

Такси для гостей города Пскова. Трансферы по Пскову и области. Встреча в аэропорту и ЖД вокзале г. Пскова. Доставка пассажиров в Санкт-Петербург.

 

Система Orphus


 

Не посрамившие земли Русской (страница 6)

А там последовал и псковский ответ на предложение о сдаче. «Все мы готовы умереть за свою веру, но не сдадим града Пскова, не покоримся льстивым твоим словам. Готовься к битве с нами, а кто кого одолеет, то Бог покажет». Для Батория и его окружения стало окончательно ясно, что штурм неизбежен.

Трудно сказать, насколько сильна была надежда Батория на добровольную сдачу Пскова. Выпускник Падуанского университета, он явно не был знаком с «Ливонской хроникой» Бальтазара Рюссова. Последнего никак нельзя было заподозрить в симпатиях к русским. Тем не менее, Рюссов писал: «Русские в крепостях являются сильными боевыми людьми. Происходит это от многих причин. Во-первых, русские - работящий народ; русский в случае надобности неутомим во всякой опасной и тяжелой работе. Во-вторых, русский с юности привык поститься и обходиться скудной пищей. В-третьих, если русские добровольно сдадут крепость, как бы ничтожна она ни была, то не смеют показаться в своей земле... Поэтому они держатся в крепости до последнего человека, скорее согласятся погибнуть до единого, чем идти под конвоем в чужую землю. В-четвертых, у русских считается не только позором, но и смертным грехом сдать крепость».

Видение старца Дорофея

Между тем в эти дни случилось событие, мимо которого никак нельзя пройти. Происшедшее самым прямым образом повлияет на ход обороны Пскова, можно сказать, предопределит его судьбу.

Пока шли приготовления к столкновению с той и другой стороны, в дело вмешались высшие силы. Старцу Псково-Покровского монастыря кузнецу Дорофею суждено было стать свидетелем чудесного видения. В ночь на 29 августа Дорофей увидел, как от Печерского монастыря к Пскову по воздуху пришла Сама Богородица в окружении сонма псковских святых. Божию Матерь сопровождали святые и благоверные князья Владимир-Василий Киевский, Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей Псковские, архиепископ Новгородский и Псковский Нифонт, преподобные Антоний Киево-Печерский и Корнилий Псково-Печерский, блаженный Николай Псковский.

Старец Дорофей запомнил все в мельчайших подробностях. Он наблюдал, как Богородица миновала Мирожский монастырь, «вшед во град Псков и внидь во церковь Покрова Святые Богородици, и взыде на стену градцкую и ста на роскате.13 А в руках имуще у Собы образ Пречистые же Богородици Печерские. И ста над Нею свет светель неизреченным сиянием».

Церковь Покрова и Рождества от Пролома
Церковь Покрова и Рождества от Пролома

Место, где старцу явилась Богородица, было выбрано далеко не случайно. Как показали дальнейшие события, именно здесь, между Покровской и Свинузской башнями четвертого пояса городских укреплений, у церкви Покрова и Рождества от Пролома, произойдет самая ожесточенная и кровопролитная схватка королевских войск с псковичами. Однако только этим визит Богородицы не ограничился. Старцу были даны и практические, как бы мы сегодня сказали, рекомендации. «Старец иди и скажи воеводам, чтобы поставили пушку трескотуху в нижнем бою, которая ныне вверху стоит, на том же роскате, - распорядилась Богородица. - А вверху бы была та, которая ныне вверху стоит. А пушкаря бы взяли к трескотухе, который на Большом ро-скате, где ты, старец, приписан, а другой пушки был бы пушкарь тот, который ныне...».

И далее: «Большие шатры не королевские, королевский шатер ниже всех шатров... А стреляли бы из тех пушек вдруг по тому шатру. Да скажи воеводам и игумену Печерскому, чтобы носили на стену по вся дни образ Пречистые Богородицы Печерский старый, да хоругвь старую, печерскую. А народу велели беспрестанно молитися Милосердному Богу...».

Невероятно, но свидетельство чудесному видению, явленному псковскому старцу, находим и в дневнике Яна Пиотровского. Правда, у него это записано под 27 августа. «Сегодня в полночь, - пишет ксендз, - без всякой причины неизвестно кто начал так кричать, что за ним вся пехота подняла страшный крик и гам. В королевском лагере забили тревогу; все в одних рубашках повыскакивали из шатров и бросились к коням, даже сам гетман; мы думали, что русские, побив всю стражу, напали на нас; но вскоре дали знать об истинной причине смятения. Король велел гетману расследовать дело; как можно видеть, натерпелись мы большого страху. Сегодня и в прежние ночи видны на небе какие-то знаки, как бы столбы, которые представляют подобие двух конных войск; еще какие-то подобия крестов. Но дива тут нет никакого, а скорее какая-нибудь игра природы, испарения и пр.».

Естественна попытка поляка придать этому событию характер «игры природы». Хотя даже из лаконичной записи в дневнике видно, что бодрости ночной переполох королевским войскам не принес. В Пскове видение старца однозначно было воспринято защитниками города как свидетельство того, что Божие заступничество на их стороне. Недаром уже в дни обороны видение оформилось в устное «Сказание о видении Дорофея», перенесенное позднее на бумагу. Мельчайшие детали ночного чуда передавались из уст в уста по всему городу, оно буквально окрылило псковичей, придало им уверенности накануне решающей схватки. «Не в силе Бог, а в правде», - этот девиз Александра Невского спустя более трех столетий вновь витал над стенами древнего города.

:: Страницы: - 1 - | - 2 - | - 3 - | - 4 - | - 5 - | - 6 - | - 7 - | - 8 - | - 9 - | - 10 - | - 11 - | - 12 - | - 13 - | - 14 - | - 15 - | - 16 -

Наверх