Соизволъте выслушать, люди добрые, слово вестное, приголубьте речью лебе-диною словеса немудреные, как в стары годы, прежние, жили люди старые. А и то-то, родимые, были веки мудрые, народ все православный. Живали-то старики не по-нашему, не по-нашему, по-заморскому, а по-своему, православному. А житъе-то, житье-то было все привольное да раздольное. Вставали раным-раненъко, с утренней зарей, умывались ключевой водой, со белой росой, молились всем святым и угодникам, кланялись всем родным от востока до запада, выходили на красен крылец со решеточкой, созывали слуг верных на добры дела. Старики ряд рядили, молодые слушали; старики придумывали крепкие думушки, молодые бывали во послушниках. Молодые молодцы правили домком, красные девицы завивали вьюнки на Семик день; старые старушки судили, рядили и сказки сказывали. Бывали радости великие на велик день, бывали беды с кручинами на велико сиротство. А что было, то былью поросло, а что будет, то будет не по-старому, а по-новому. Русским людям долгое житье, а родимой стороне долее того.
И.П.Сахаров
|
|
|
Псков пять столетий назад - третий по численности (после Москвы и Великого Новгорода) город России. А некоторые исследователи отводят ему даже второе место, сразу же за Москвой. «Этот город так обширен, что его окружность обнимает пространство многих городов, и в Германии нет города, равного Пскову», - говорит немецкий летописец. «Любуемся Псковом! Господи, какой большой город! Точно Париж!» - читаем в дневнике участника похода польского короля Стефана Батория ксендза Пиотровского.
|
|
В 1615 году Июня 28 числа 300 человек отборных Шведов из Гдова подъехали тайно для проведования ко Пскову и отогнали было Псковские стада. Псковичи однако ж, нагнав их, побили и 40 человек живых взяли.
|
|
Царствование Михаила Феодоровича не было для Псковичей облегчением. Выше уже показано, что в 1615 году 500 семейств из Пскова выведено было в Москву. В 1618 году розданы были все Дворцовые Волости Псковским, или лучше сказать Московским во Пскове водворившимся Боярам в поместье.
|
|
|
Особое, окраинное положение Пскова, судьбою уготованное ему предназначение быть надежным стражем западных границ Руси, вовсе не означало обособленность вечевого города от жизни остального Русского государства.
|
|
Как все-таки непредсказуемы и удивительны бывают порой хитросплетения судьбы. В 1510 году Псков был присоединен к Москве, бескровно пала Псковская вечевая республика - этот удивительный общественно-политический феномен на Северо-Западе России.
|
|
Наконец приближился предел и их вольности. Выше уже сказано, что Великий Князь Иван Васильевич еще в 1501 году сыну своему Василъю дал титло Великого Князя Псковского, а в Духовном завещании своем 1504 года именно написал: даю ему (Василью) город Псков и с городы и с волостьми и с селы и всю землю Псковскую.
|
|
Разделившие Лифляндию и Естляндию Государи Польский и Шведский равно чувствовали притеснение от Царя, однако ж каждый порознь не в состояния был противиться его силе. Но первый больше мог собрать войска, а второй с моря в разных местах обширнейшей с Россиею границы своей мог делать высадки и ими производить нечаянные набеги.
|
|
Известно, какие сильные во всей России потрясения произвело появление Димитрия Самозванца, который брачною записью жене своей Марине уступил даже в приданое Новгородское и Псковское Княжества со всеми городами, Крепостями и жителями, предоставив ей в случае неимения детей управлять и распоряжать чрез своих Наместников, дарить, продавать и покупать поместья независимо от Царя, заводить здесь Католицкие Монастыри, Церкви и школы, определять Католицких Епископов и прочее Духовенство и обращать народ в Римскую веру.
|
|
|
Царствование Алексея Михайловича было несколько отраднее для Псковичей. Сей Государь обеспечил их границу и торговлю подтверждением в 1646 году со Шведами Столбовского мира и отличил некоторыми преимуществами Псковское Духовенство.
|
|
|
По всему видать, что споры вокруг дозволенных границ устного и тем более печатного слова будут вестись до скончания века, то затухая, то вновь разгораясь, как в наши дни.
|
|
Наверное, дотошные ученые-буквоеды найдут некоторое несоответствие названия этой книги - «Господин Великий Псков» - прошлому Псковской земли. Действительно, такое обращение, как свидетельствуют письменные источники, было принято в отношении Великого Новгорода и некоторых других русских городов. И все же, думаю, назвав наш город «Господином» и «Великим», я не сильно прегрешил против исторической правды.
Во-первых, если Псков и приходился «младшим братом» Великому Новгороду, то знаменитая псковская «старина» - особое, сложившееся изнутри на основании норм неписаного права и юридических грамот самоуправление вечевого города - неукоснительно соблюдалась в Пскове, пожалуй, строже, чем у соседей-новгородцев. Во-вторых, вольный, демократический дух вечевого Пскова наложил свой отпечаток даже на ежедневное обращение псковичей друг к другу. В своей первой книге «Господарство на берегах Великой» я уже обращал внимание на тот факт, что псковичи времен вечевой республики называли себя «господами». Так, жители псковского пригорода Воронач писали псковскому вечу в 1426 году: «Господа Псковичи! Помогайте нам и чадайте о нас».
Наконец, немногие русские города могут похвастать, как Псков, столь солидным возрастом -более 1100 лет-и такой богатой на события и имена историей. Словом, Господин Великий Псков вполне имеет право на такой титул.
И все же, надо признать, истории Пскова почему-то незаслуженно мало отводилось и отводится места в исторических исследованиях. Псков всегда оставался в тени своего «старшего брата» Великого Новгорода. Даже такой общепризнанный авторитет в медиевистике, как В.О.Ключевский пришел к неутешительному для нас выводу: «В Пскове незаметно ни бурных сцен и побоищ на вечевой площади перед Троицким собором, ни новгородского задора в отношении к князьям, ни социального антагонизма и партийной борьбы. Раз прибили посадников на вече за неудачную меру; в другой раз собирались кнутом избезчествовать на вече псковских священников, протестовавших против участия духовенства в военных расходах; однажды спихнули с вечевой степени московского наместника, непрошенного Псковом. Впрочем, подобные излишества - редкие явления в политической истории Пскова».
Новыми очерками из жизни средневекового Пскова я вовсе не собираюсь бросать вызов маститому ученому. Свою задачу я вижу в другом: лишний раз привлечь внимание читающей публики к истории нашего древнего города, нашей Псковской земли. Эта история, поверьте, может служить неисчерпаемым источником нашей гордости, благодарности к предкам, которые не только отважно воевали, сдерживая натиск воинственных западных соседей, но и создали собственную школу архитектуры, иконописи, оставили яркий след в культуре русского народа.
В свое время В.Г.Белинский, под впечатлением карамзинской «Истории государства Российского», с восторгом писал: «Русская история есть неистощимый источник для романиста и драматика... Какие эпохи, - какие лица! Да их стало бы нескольким Шекспирам и Вальтерам Скоттам...». Эти слова вполне применимы и к прошлому Пскова.
Кстати, тому подтверждением и буквально сенсационные находки псковских археологов, сделанные ими за последнее время, и, без сомнения, которые им еще предстоит сделать. Наверное, пройдет немало времени, прежде чем исследователи псковской старины уже с учетом новейших данных, полученных в ходе раскопок, внесут существенные коррективы в летопись Псковской земли.
Жаль, что в погоне за какими-то сиюминутными выгодами, мы все больше и больше теряем материального, осязаемого наследия, созданного руками нескольких поколений псковичей. Пропадают памятники, с таким трудом прорвавшиеся к нам из глубины веков, слабеют нити, связывающие нас с далекой древностью, стирается историческая память. Это беда не только нашего поколения. Так было и в прошлом веке, и в веке XIX, и в веке XVIII...
И все же никому не под силу лишить псковскую историю того почетного места, которое она занимает в истории общероссийской. Появляются новые исследования псковских ученых, на мотивы нашей истории создаются литературные произведения. И потому, как сказал поэт Станислав Золотцев в стихотворении «Господин Великий Псков»:
- И потому сегодня все мы вправе
в меже тысячелетий и веков
сказать, перед Россией не лукавя:
наш город - ГОСПОДИН ВЕЛИКИЙ ПСКОВ!!!
Юрий Степанов