На родине Князя Владимира
Неболыпая Псковская земля может гордиться уже тем, что здесь, близ Пскова, родились две замечательные личности, - Святые Равноапостольные княгиня Ольга и её внук князь Владимир. Если о рождении княгини Ольги слышали и знают все, то о рождении князя Владимира - лишь немногие, а жаль. К тому же, стоит посетить те места, откуда начиналась русская история.
Сразу за чертой города, за заводом «Псковкирпич», от дороги направо уходит незаметный поворот. Проехав по нему, мы попадём на деревянный мост через реку Черёху, а потом, за мостом, - свернём налево. На малой скорости, по ухабистой дороге приезжаем в деревню и дачное хозяйство Будник. На подъезде слева видна главка часовни, поставленной в память о рождении здесь Святого Равноапостольного князя Владимира. По тропинке идём на берег Черёхи - и перед нами большой кованый крест, а рядом, на обрывистом берегу, - малоприметный камень, место рождения князя Владимира. А на другом берегу - сельские домики. От самой деревни Будник осталось всего несколько домов, а всё остальное пространство занимают дачи: как говорят на Руси, - свято место пусто не бывает.
Здесь, по местному преданию, жила княгиня Ольга, и здесь - как будто - родился князь Владимир, тот самый былинный Владимир Красное Солнышко, креститель Руси. Судя по всему, это место имеет непосредственное отношение к летописной Будутиной веси, то есть деревне, и, кроме того, связано с давней псковской традицией.
Впервые весь Будутина упоминается в летописи (Никонов список, ч.1 - до 1094 г. СПб, 1764 г.) под 970 годом:
«В лето 6478. Посади Святослав Ярополкд в Киеве, а Олга в Древех. И придоша Новгородци, просяще себе князя, и отпреся Ярополк и Олег, и рече Докрыня Новгородцем: «просите Володимера». Володимер бо бе от Малки, ключници Олжины. Малка же бе сестра Добрыне, и бе Добрыня дядя Володимеру; и бе рождение Володимеру в Будутине веси, томо бо в гневе отслала еа Олга, село бо бяше еа тамо, и умираючи даде его святей Богородици. И рекоша Новгородци Святославу: «дан нам Владимира»; и даде им Владимира, и иде Володимир в Новгород з Докрынею дядею своим, л Святослав к Переяславцу иде».
Затем многочисленные местные краеведы и историки многократно так или иначе трактовали это летописное известие, часто уже ни на кого и ни на что не ссылаясь.
Коротко Будник упоминает И.И.Василёв:
«...на правом берегу реки Кеби, при самом впадении её в реку Черёху есть место, называемое Буденик или Будник. Там некогда, по преданию, живала Святая Ольга и родился в селе Будятине внук её Святый Равноапостольный Князь Владимир. До недавних времён была здесь деревня, принадлежавшая Графу Разумовскому, а впоследствии Державину».
Наиболее обстоятельное описание 1896 года принадлежит также И.И.Василёву:
«Буденик, Будник - деревня на левом берегу Черёхи в 10 верстах от Пскова. Митрополит Евгений, несправедливо поместивший её на правом берегу притока Черёхи р. Кеби, делает такое примечание: издревле предание гласит, что там (в Буднике, который он называет урочищем) была также отчизна Ольгина и родина Великого Князя Владимира Святославича, внука Ольгина, в летописях именуемая Бутетино село, до недавних времён там была ещё деревня, принадлежавшая фамилии графа Разумовского, после переведённая на другое место за Великую реку. Но для запашки полей до ныне оставлен на том месте, именуемом также Будник, приказчичий и скотский двор. С 1809 года всё сие имение куплено Г.РДержавиным>>. На чём основаны эти сведения, источником не указано. «Несомненно, однако, что деревня Будник действительно принадлежала Разумовским, о своём прежнем барине сохранилось (предание — А А.) между Буденикскими крестьянами до настоящего времени. Деревня Будник лежит в 1 /4 версты от р.Черёхи между ею и деревнею на покатости к реке видны и теперь фундаменты больших каменных построек и следы бывшего при них сада и копаного озерка. Как на место родины Вел. Князя Владимира крестьяне указывают на булыжный камень на самом берегу р. Черёхи. Как на особенность этого камня указывают, что во время половодья, когда вода поднимается высоко, а по сбыте её оказываются все яминки занесёнными песком, находящаяся же у камня яма никогда не заносится песком».