Анафема во Спасение (страница 1)
Особое, окраинное положение Пскова, судьбою уготованное ему предназначение быть надежным стражем западных границ Руси, вовсе не означало обособленность вечевого города от жизни остального Русского государства. Политическая, общественная, военная и культурная сопричастность Псковской земли к бурлящим, полным драматизма событиям, происходившим на Руси, хорошо просматривается даже по псковским летописям. Местные летописцы, скрупулезно фиксируя важнейшие вехи псковской истории, тем не менее всегда находили местечко в погодных записях для освещения событий общерусских. О том, как Псков во второй четверти XIV века оказался в эпицентре борьбы Московского и Тверского княжеств за главенство на Руси, и пойдет наш следующий рассказ.
Старое, подзабытое слово «анафема» мало о чем говорит современному человеку, разве что лишний раз заставит обратиться к толковому словарю. Да и тот не даст полного разъяснения этому термину, потому что в древние времена для наших предков редко еще какое слово могло сравниться с ним по степени вызываемого для современников ужаса. Итак, анафема - это церковное проклятие, отлучение от церкви, исключение еретиков или нераскаянных из общества верующих. Анафема считалась высшей карой, которая могла постигнуть особо провинившихся христиан.
Предание анафеме практикуется в христианстве еще со времен Халкидонского вселенского собора 451 года. Из школьного курса истории нам памятны хрестоматийные примеры предания анафеме «бунтовщиков» и «еретиков» Ивана Болотникова, Степана Разина, декабристов... В январе 1918 года патриарх Московский и всея Руси Тихон (кстати, уроженец Псковской губернии) наложил церковное проклятие на молодую Советскую власть. Один из самых громких случаев предания анафеме в последние годы - это отлучение от церкви митрополита Филарета и Глеба Якунина, совершенное на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 1997 году.
Но мало кто знает, что в свое время был отлучен от церкви целый город. И этот город - Псков. Пусть и относительно короткое время действовало церковное проклятие над городом, но случай все равно уникальный, исключительный не только в псковской, но и во всей отечественной истории. Причиной же столь грозного церковного наказания псковичей послужило то обстоятельство, что древний вечевой город в Раннем Средневековье волею судеб был втянут в бурный водоворот политической и военной борьбы между московскими и тверскими князьями за верховенство в Русской земле.
Драматические события, предшествовавшие церковному проклятию псковичей, произошли в первой трети XIV столетия. Вот уже век, как над Русью тяготело ненавистное татарское иго, а русские князья за ярлыком на великое княжение обязаны были являться в Золотую Орду. До Пскова, как и до Новгорода Великого, татары, к счастью, не дошли. Хотя военных забот псковичам и без того хватало: беспокойный Ливонский орден не оставлял попыток присоединить к своим владениям земли восточного соседа.
В тот год псковский летописец записал: «В лето 6835 (1327 г.). Князь великий Александр Михайлович Тверской избил татар в Твери, Шевкала князя бесерменского и дружину его, а сам с малою дружиною прибеже в Псков; и псковичи приаша его честно и крест к нему целоваша, что его не выдати князем русским».
:: Страницы: - 1 - | - 2 - | - 3 - | - 4 - | - 5 - | - 6 - | - 7 -