728*90
Древний город Псков
903 - 2024 годы
 
Маршрут № 1
Кремль. Довмонтов город

Маршрут № 2
Проходит по центру города

Маршрут № 3
Проходит по местам воинской славы средневековья и ВОВ
Маршрут № 4
Проходит по центральной части Пскова и улице Гоголя.

Маршрут № 5
Проходит по Октябрьскому проспекту - центральной магистрали Пскова.
Маршрут № 6
Проходит по территории Запсковья: улицам Леона Поземского, А.И.Герцена.

Маршрут № 7
Проходит по району Завеличья
 

 

 



 

 

Анафема во Спасение (страница 7)

Великолепный дипломат, целеустремленный собиратель земель, закаленный в многочисленных интригах Иван Калита в 1339 году вновь отправился вместе с двумя сыновьями в Орду. Последствия его визита не замедлили сказаться: вскоре и князь Александр получает приказ явиться в ставку хана. «Думою» Калиты, как подчеркивает один из русских летописцев, был вызван этот приказ. Судя по всему, Александр знал, что ожидает его в Орде: «Аще пойду, разлучен буду с животом (с жизнью), аще ли не пойду, то много пакости будет христаном».

Так оно и случилось. В Орду Александра Михайловича сопровождали князья Василий Давыдович Ярославский и Роман Михайлович Белозерский. Чуть ранее туда отправился сын Александра Михайловича Федор Александрович. Их путь начался с дурного предзнаменования. Едва Александр Михайлович сел в ладыо, как поднялся настолько сильный ветер, что гребцы никак не могли с ним справиться, и лодку относило назад к берегу. В народе сразу же посчитали это за плохой знак.

Месяц провел в Орде Александр Михайлович прежде чем был извещен о дне своей смерти. И вот наступил этот день - 29 октября 1339 года. Коротко, без эмоций, но оттого и зловеще рисует последние часы жизни Александра Михайловича СМ. Соловьев в своей «Истории государства Российского».

«Александр стал прощаться с сыном и боярами, сделал распоряжения насчет княжества своего, исповедался, причастился; то же самое сделали и сын его Федор и бояре, потому что никто из них не думал остаться в живых. Ждали после того недолго: вышли отроки и с плачем объявили о приближении убийц; Александр сам вышел к ним навстречу - и был рознят по составам вместе с сыном».

А вот еще одно описание этой жуткой казни.
«Настал день казни - четверг, 29 октября 1339 года. Исповедавшись и причастившись, отец и сын ждали страшного конца, распевая псалмы.

Наконец показалась толпа татар во главе с неким Черкасом. Татары подбежали к Александру, схватили его за руки, сорвали с него одежду. Нагой, со связанными руками, он был поставлен перед ханским вельможей Товлубеем. Восседавший на коне Товлубей приказал своим подручным: «Убейте их!» Оба князя были тут же зарезаны ножами. Бросив тела на землю, палачи отрубили им головы... Обезглавленные тела Александра и Федора долго лежали в пыли, собирая ворон и бродячих собак. Наконец хаи разрешил подобрать их и, положив гробы, отправить на Русь».

Остается напомнить, что 21 год назад, 27 ноября 1318 года, по приказу того же хана Узбека так же зверски был убит отец Александра Михайловича, князь Михаил Ярос-лавпч Тверской - его избили, вырезали сердце и нагой труп выбросили в грязь.

Подводя итоги правления Ивана Калиты и отдавая должное этому князю, Н.М. Карамзин в свое время задавался вопросом: простим ли Калите смерть Александра Тверского, хотя она и помогла утвердить великокняжескую власть? «Правила нравственности и добродетели святее всех иных и служат основанием истинной политики. Суд истории, единственный для государей - кроме суда небесного, - не извиняет и самого счастливого злодейства: ибо от человека зависит только дело, а следствие от бога».

Похороны князя Александра Михайловича Тверского и его сына Федора вылились в своего рода демонстрацию против ненавистного татарского гнета. Их отпевали во Владимире, Переяславле, затем перевезли в Тверь. Толпы простых людей стекались к гробу Александра, отдавая тем самым дань памяти его мужеству, стойкости и верности православному Отечеству. Несомненно, что и псковичи с болью откликнулись на смерть своего любимого князя.

Князья Михаил Ярославпч (причисленный к лику святых) и Александр Михайлович Тверские, принявшие мучительную смерть, стали значить для современников гораздо более, нежели просто добродетельные правители. Они - заступники от «поганых», страдальцы за православную веру, их пример яркой самоотверженности, несомненно, послужил толчком к формированию патриотического духа, гражданской зрелости русского народа, к готовности отдать жизнь за свободу Родины, приблизил день и час Куликовской битвы, на знамени которой было начертано: «За землю Русскую, за веру православную!» И псковичи, в свое время вставшие на защиту гонимого князя, показали достойный пример для подражания.

:: Страницы: - 1 - | - 2 - | - 3 - | - 4 - | - 5 - | - 6 - | - 7 -

Наверх