Анафема во Спасение (страница 5)
- Братья мои и друзья мои! - обратился князь Александр к псковичам. - Не будь на вас проклятия ради меня; еду вон из вашего города и снимаю с вас крестное целование, только целуйте крест, что не выдадите княгини моей.
Можно оспаривать достоверность этих слов, но летописец, вне сомнения, правильно донес до нас царящую в Пскове атмосферу единства и взаимной поддержки, готовности каждого псковича принести себя в жертву интересам всего города и общества, стойкой решимости противостоять «басурманам» и выполнявшим их волю князьям. Причем вне зависимости от степени знатности: касалось ли дело князя или рядового члена посадской общины. Это-то взаимопонимание князя со «всем Псковом» и позволило избежать очередного междоусобья в Русской земле.
Псковичи целовали крест, что не выдадут из города семью князя и отпустили Александра Михайловича в Литву. Проводы князя были очень трогательными. По словам летописца, «была во Пскове туга и печаль и молва многая по князе Александре, который добротою и любовию своею пришелся по сердцу псковичам». Дотянуться до Литвы, где Александр Михайлович нашел приют у своего родича Гедимина, ни Орда, ни Москва были не в состоянии.
Расставшись с опальным князем, псковичи, не мешкая, взялись за восстановление отношений с Москвой и митрополитом. К великому князю Иване Калите было снаряжено представительное посольство, которое возглавил известный и уважаемый псковский посадник Иван Шелога. Тот самый Иван Шелога, который в 1330 году построил на Же-равьей горе неприступную Изборскую крепость.
*** На рисунке Великий Московский Князь Иван I Данилович Калита (слева сверху) на закладке храма.
Прибыв в лагерь великого князя, разбитый близ Опоки, псковичи поклонились Калите: «Князь Александр изо Пскова поехал прочь; а тебе, господину своему князю великому, весь Псков кланяется от мала и до велика: и попы, и чернецы, и черницы, и сироты, и вдовы, и жены, и малые дети». В присутствии Ивана Калиты псковичи и новгородцы заключили вечный мир «по старине, по отчине и по дедине», согласно которому подтверждался суверенитет Пскова.
Вместе с тем, псковичи брали на себя обязательство не принимать в город князей «из литовской руки». Последнее имело важное значение и для великого князя Владимирского, не желавшего упускать Псков из сферы своего политического влияния, и для новгородцев, опасавшихся усиления Пскова при помощи литовский и полоцких связей.
Разрешилась и церковная проблема. Митрополит Феогност и новгородский владыка Моисей дали свое благословение и псковскому посольству, и всему Пскову - таким образом церковное проклятие с псковичей было снято.
По мнению крупнейшего авторитета в области средневековой истории академика В.Л.Янина, «вечный мир» псковичей с новгородцами был заключен в деревнеБолотово (Волотово) на реке Люте верстах в 7 к юго-востоку от городка Опоки (позднее - Погост Опоцкий на Шелони). Именно этот «вечный мир» между Новгородом и Псковом, считает В.Л.Янин, и есть знаменитый «Болотовский договор», юридически закрепивший самостоятельность Псковской вечевой республики. Напомним, что традиционно Болотовский договор датировался 1348 годом, но проблемы датировки этого знакового для Пскова события выходят за рамки нашего повествования.
Возвращаясь к событиям в лагере Калиты, надо отметить, что довольны таким исходом дела остались большинство его участников: князья, новгородцы, псковичи. Калита мог доложить хану, что сделал все возможное для выполнения его воли. На радостях он даже закрыл глаза на то, что в Пскове оставались жена и свита Александра Тверского -верный признак того, что последний не терял надежды на свое скорое возвращение.
Но на этом взаимоотношения псковичей с Александром Тверским вовсе не завершились. После полуторагодовалого пребывания в Литве, Александр Михайлович вновь возвращается в Псков, и вновь псковичи сажают его на княжение в городе. На этот раз князь Александр прибыл в Псков не как беглец, ищущий убежища, а как доверенное лицо великого князя Литовского Гедимина, и псковичи приняли его «из литовской руки». Возможно, тем самым псковичи и нарушили одно из условий «вечного мира» с новгородцами.
:: Страницы: - 1 - | - 2 - | - 3 - | - 4 - | - 5 - | - 6 - | - 7 -