Древний город Псков
903 - 2017 годы
 
Маршрут № 1
Кремль. Довмонтов город

Маршрут № 2
Проходит по центру города

Маршрут № 3
Проходит по местам воинской славы средневековья и ВОВ
Маршрут № 4
Проходит по центральной части Пскова и улице Гоголя.

Маршрут № 5
Проходит по Октябрьскому проспекту - центральной магистрали Пскова.
Маршрут № 6
Проходит по территории Запсковья: улицам Леона Поземского, А.И.Герцена.

Маршрут № 7
Проходит по району Завеличья
 

 

Такси для гостей города Пскова. Трансферы по Пскову и области. Встреча в аэропорту и ЖД вокзале г. Пскова. Доставка пассажиров в Санкт-Петербург.

 

Система Orphus


 

Анафема во Спасение (страница 4)

Точно, мне следует с терпением и любовью за всех страдать и не мстить за себя лукавым крамольникам; но и вам недурно было бы друг за друга и брат за брата стоять, а татарам не выдавать и всем вместе противиться им, защищать Русскую землю и православное христианство.

Князь Александр действительно, стремясь отвести беду и от Пскова, и от других русских земель, вознамерился добровольно поехать в Орду за решением своей судьбы, но тут неожиданно твердо и решительно вмешались псковичи: «Не езди, господин, в Орду; что б с тобою ни случилось, умрем, господин, с тобою на одном месте».

Таким образом, вызов был брошен. Псков, опиравшийся разве что на немногочисленные пригороды, решился противостоять объединенному войску великого князя - фактически в одиночку собрался воевать против всей Руси. Правда, до прямого военного столкновения дело не дошло. Летописцы умалчивают, почему Иван Калита так и не решился на прямой штурм Пскова. В самом ли деле его пугала мощь псковских укреплений или же Калита понимал, к каким катастрофическим последствиям может привести разорение главного опорного пункта Руси в противостоянии с Ливонским орденом. Скорее, и то и другое, вместе взятое. Подтверждение этому находим и у СМ. Соловьева, который приводит рассуждения русских князей, осадивших Псков: «Псковичи крепко взялись защищать Александра, обещались все умереть за него, а близко их немцы, те подадут им помощь».

Вне всякого сомнения, и сами участники похода на Псков не желали доводить дело до сражения. Многие воины в глубине души сочувствовали и тверскому мятежу, и князю Александру Михайловичу, и псковичам. И тогда Иван Калита пошел по другому пути.

В это время в Москву из Константинополя только что прибыл новый русский митрополит Феогност. И, можно сказать, попал с корабля на бал. Особо не церемонясь с главой Русской церкви, Иван Калита взял митрополита с собой в псковский поход и как в воду глядел. Отказавшись от приступа, Калита обратился к митрополиту с настоятельной просьбой наложить на псковичей и на князя Александра Тверского церковное проклятие. По-видимому, Феогност не сразу решился на такую крайнюю меру. Согласно летописи, князь Иван и его окружение «начаша увещевати и молити преосвященного митрополита Феопюста». И в конце концов добились своего: митрополит проклял и отлучил от церкви и псковичей, и князя Александра. Псковский летописец так описал это событие: «И догадашася князь Иван, оже не вы-няти князя Александра, ни выгнати ратию, и намолви митрополита Феогноста, и посла митрополит в Псков проклятие и отлучение на князя Александра и на весь Псков».

По тем временам это была страшнейшая кара. Ведь, если «святитель паче воли Божий отлучит кого, не последует ему божественный суд». Следовательно, отлучение от церкви лишало верующих христиан, каковыми было все население Пскова, самой сокровенной надежды на спасение через Высший суд. Кроме того, церковное проклятие самым болезненным образом сказывалось на повседневной бытовой, обрядовой стороне жизни: церкви Пскова закрывались, священникам запрещалось крестить новорожденных, совершать брачные обряды, исповедовать, проводить отпевание умерших и т.д.

Кроме того, как раз в это время заканчивался Великий пост, когда по древней традиции даже самые пропащие бродяги направлялись в церковь, чтобы исповедаться и причаститься Святых Тайн. В общем, псковичи получили страшный удар, на который бессильны были чем-либо ответить, не могли ему противостоять.

Церковное наказание, надо отдать должное Калите, сработало безотказно. Неизвестно, как бы псковичи повели себя дальше, но Александр Михайлович сам решился оставить приютивший и давший ему защиту город, справедливо полагая, что без него псковичи смогут отвратить и церковный, и княжеский гнев.

:: Страницы: - 1 - | - 2 - | - 3 - | - 4 - | - 5 - | - 6 - | - 7 -

Наверх