Псковский торг XVI века (страница 4)
Иноземные купцы везли в Псков сукно, полотна, драгоценные камни, золото, серебро, медь, олово, свинец, пергамент, вина, пряности. Из импортных товаров псковичей особо интересовала соль. Дело в том, что значение соли в средние века определялось не только тем, что она была продуктом питания и шла на засолку. Соль была одним из видов сырья для кожевенного промысла. Одно время, в 1364 году, псковичи сами попытались наладить добычу соли в селении Рух на Псковском озере, но потерпели неудачу: «По-ставиша две варницы на Рухе и начата соли варити; и то не сбыся и повергоша». Тогда взоры псковичей обратились в Ливонию, с которой не только постоянно враждовали, но и умудрялись вести довольно налаженную торговлю.
Основной продукт экспорта Пскова - мед, воск, кожи, щетина, сало, рыба, пенька, топленое сало и, конечно же, лен - гордость торгового Пскова. Особо стоит остановиться на экспорте воска. На всем протяжении средневековой истории воск являлся одной из основных доходных статей псковского экспорта. Ведь в быту средневекового человека воск занимал, пожалуй, то же место, что в нашей жизни электричество. Главное, что из воска изготавливались свечи - как для освещения жилых помещении, так и для богослужений в храмах. Кроме того, у католического населения запада было принято лепить из воска изображения больных частей тела. Так что воск продолжал оставаться важнейшим товаром вплоть до начала XX века.
*** На рисунке - "Торговля мёдом и хлебом".
Правила торговли регулировались прежде всего «стариной», то есть принятыми в качестве нормы сложившимися традициями. Одним из таких обычаев было право ганзейских купцов «колупать» воск - откалывать от вощаного круга куски для проверки его качества, причем отколотые куски в счет веса купленного воска не шли. Величина кусков воска, которые разрешалось «колупать», точно не была определена и зависела опять-таки от старины и произвола купцов.
Псковские купцы торговали как с другими областями России, так и с зарубежьем. Свои гостиные дворы псковское купечество имело в Великом Новгороде, Смоленске, Казани и в других городах. В Новгороде, например, псковский гостиный двор состоял из избы с четырьмя горницами на подклетях и 41 амбара. Крупные псковские купцы заключали сделки и за границей, в ливонских и ганзейских городах, и в самом Пскове с приезжавшими в город иностранными купцами.
В ливонских городах не было русских купеческих подворий, и там своеобразными экономическими и торговыми центрами для русского купечества стали православные церкви. Так, в Дерпте две православные русские церкви - Святого Николая и Святого Георгия - принадлежали псковским и новгородским купцам. При храмах имелись помещения, где жили священнослужители и хранились товары. Здесь же устраивались собрания и отмечались православные праздники. А так как дома вблизи этих церквей также арендовались русскими купцами для своих торговых целей, то это район Дерпта стал именоваться Русским концом - по аналогии с концами (районами) Пскова и Новгорода.
Как позволяют судить данные «сказок» и жалоб псковских торговцев, условия торговли для них на западе были далеко не сахар. Сохранившиеся документы во множестве фиксировали неблагоприятную атмосферу, в которую попадали за границей русские купцы: их старались обобрать в таможне, ограничить местом торговли, кругом покупателей. Иноземные администрации всячески «корыстовалась» (то есть облагали наших купцов взятками и поборами) и притесняли их.8 Это к вопросу о нравах, которые, как видим, и в западном мире были с большой червоточиной.
Но вернемся к псковскому торгу. Для взвешивания товара на торгу было устроено особое помещение - важня. Здесь находились весы различных размеров: терези, контари, безмены. На псковской важне вместо гирь употреблялись каменные и железные колокола весом в несколько пудов и маленькие разновесы - колокольчики и гривенки - всего на 34 московских пуда.