На родине Князя Владимира (страница 4)
Как же Малуша могла стать рабыней? Возможны два ответа. Первый: сказался тот же гнев княгини Ольги, который отправил Малушу далеко от Киева и который низвёл её из милостницы и ключницы до рабыни. А каковой была Ольга в гневе, видно хотя бы по её приказу перебить у могилы мужа - князя Игоря - 5000 древлян. Так что Малуша в этом случае ещё легко отделалась - летопись знает и не такие мгновенные метаморфозы. Когда в 980 году в ответ на отказ Рогнеды выйти замуж за князя Владимира новгородские войска взяли Полоцк, воспитатель Владимира Добрыня в ярости на Рогнеду «... нарек ей робичица», то есть саму её назвал дочерью рабыни и выдал замуж за Владимира принудительно. Примечателен здесь диалог, приводимый в Лаврентьевской летописи:
«...и посла ко Рогволоду Полотьску, глаголя: «Хочю пояти дщерь твою собе жене». Он же рече дщери своей: «Хочеши ли за Володимира?» Она же рече: «Не хочю розути робичича, но Ярополка хочю». После такого ответа «...Володимер же сокра вои многи, варяги и словени, чюдь и кривичи, и поиде на Рогволда. В се же время хотячу Рогнедь вести зд Ярополка. И приде Володимер на Полотеск, и уби Рогволода и сына его два, и дчерь его поя жене...»
Есть и ещё одно любопытное разночтение — в Летописце Переяс-лавля Суздальского речь Рогнеды немного иная: «не хочю розути кривитина...». Это означает, что Владимир для Рогнеды - ещё и «кривитин», то есть кривич. Д.А.Мачинский, известный петербургский историк и археолог, справедливо заметил, что «Слово «кривитин» было столь же «укоряющим», как и «робичич». Учитывая, что по отцовской линии Владимир был потомком Рюрика, а матерью его была «милостница» Ольги Малуша, Малка с явно германским прозвищем Мауся или Мауса - «Мышка», - вероятно, та самая летописная Малфрида-Малфредь, которая, хотя и не названа по имени, но с большим почтением упомянута в «Саге о йомсвикингах». Владимир был потомком двух скандинавских линий. Единственное, что могло быть ему поставлено в упрёк наименованием «кривитин», так это рождение в земле кривичей, — вероятно, под Псковом, в «Будутиной веси».
Кончилось эта история тем, что Рогнеда покушалась на жизнь князя Владимира, была сослана обратно в Полоцк и стала родоначальницей полоцкой ветви дома Рюриковичей. Между прочим, под Полоцком есть «рогнединская» топонимика - места, связанные с именем полоцкой княгини, - и эта топонимика, подобно ольгинской, дожила до наших дней. Рогволод, отец Рогнеды, - скандинав, ставший полоцким князем. То имя, от которого происходит летописная славянизированная форма (Рогнеда - Рагнхильд), живёт в скандинавских странах и поныне. А вот на Руси оно не прижилось, так что «рогнединская» топонимика, вероятно, древнейшего происхождения. Трудно понять, почему имена двух княгинь, двух скандинавок - Ольги и Рогнеды - так прочно впечатались в топонимический пейзаж Восточной Европы. Наверное, личности были яркие и неординарные. А вот Малуша — нет: её имя осталось только в летописи.
Но вернёмся к вопросу о том, как мать Владимира Малуша могла стать рабыней, - второй вариант ответа залегает глубже. Относительно социального статуса должности Малуши при Ольге надо также иметь в виду, что в основном юридическом документе Древней Руси - «Русской Правде» - в 110-й статье «О холопстве», тоесть о рабстве, упомянуто:
«...а вот третье холопство - ...когда просто привяжет к севе ключ без (предварительного) договора, если же согласно договору, то как будет договорено, так пусть и останется».
Правда, список этот не ранее XII века, а в X веке что-то могло быть иначе. Да и вряд ли особа из известной семьи поступила бы на эту должность без договора. А тут ещё и должность свободного человека - «милостница». И здесь я вправе задать вопрос: а была ли вообще когда-либо Малуша рабыней? Ведь Рогнеда, в запальчивости отказывая Владимиру, могла иметь в виду как раз не истинное положение вещей, а не очень высокий социальный статус должности ключницы, то есть то, что на этой должности (в том числе) могли служить и рабыни.
Сейчас, правда, появилось предположение, что женщина, имевшая внебрачные связи с конунгом, автоматически воспринималась как его рабыня, - в силу сложившейся в скандинавском обществе традиции. Но Малуша, как «милостница», рабыней быть не могла.
В любом случае, ответ Рогнеды на сватовство Владимира звучал как оскорбление и не соответствовал на тот момент реальному положению дел. А вот о Малуше есть и ещё одно сообщение, где она, правда, по имени не названа, но что это именно она, ясно из контекста. В «Саге о йомсвикингах» об этом говорится так:
«В то время царствовал в Гардарики (На Руси. - А.Л.) король, по имени Владимир. У него была жена Алогия, умная и добрая, хотя язычница, и мать стдрушка, едва державшаяся в креслах, но вещунья прозорливая. В большой годовой праздник ее внесли на креслах в гридницу, где сидел король с дружиной, и она предсказывала, что будет в наступающем году. Однажды ее внесли на такое собрание и она сказала: «Не вижу в этом году ни войн, ни бедствий для твоей страны, но вижу великое событие: там на севере в Норвегии родился королевич, который будет воспитан здесь, на Руси, и сделается великим государем, твоей земле будет защитником и миротворцем, и прославит твоё имя, в цвете лет получит своё королевство и засияет ярким сиянием, многим народам северных стрдн будет полезен, но недолго будет царствовать. Довольно, унесите меня».
Вот таким почётом пользовалась Малуша в преклонных годах при дворе своего сына князя Владимира в Новгороде. Трудно сказать, какие дали будущего открывались Малуше с её кресла. Может быть, она видела своего сына великим князем Киевским; может быть, и крестителем Руси, а потом - Святым и Равноапостольным, на все века Русского государства...