На родине Князя Владимира (страница 2)
Итак, здесь впервые упоминается камень на берегу Черёхи, связываемый народным преданием с местом рождения князя Владимира. Известно также, что в Буднике летом 1909 года побывал председатель Всероссийского общества Святой Ольги, член Государственной думы С.В.Воейков. Он осмотрел камень, лежащий на том месте, где, по преданию, родился князь Владимир, и опросил местных жителей. Камень считался святым и высокий визитёр предполагал соорудить здесь часовню. Местные крестьяне даже вызвались бесплатно помогать, но проект так и не был осуществлён...
Немногое добавляют сведения 1913 года, когда Псковское археологическое общество рассылало анкеты в процессе подготовки к XVI Археологическому съезду, который должен был состояться во Пскове. В одной из таких анкет содержалась информация и о Буднике:
«На полях селения Будника Сидоровской волости Псковского уезда человеческих костей много. При копании подвалов, вспахивании земли и т.п. находили кости». Какого времени были эти погребения - неясно.
Прошло 80 лет. В 1994 году место расположения камня у деревни Будник посетил корреспондент газеты «Новости Пскова» Олег Константинов, которому местная жительница рассказала, что «... лет тридцать назад, когда она ещё была активной колхозницей, вдоль берега Черёхи были поля. Росло здесь всё хорошо. Камень был на свободе. Его аккуратно объезжали даже пахари на тракторах - все знали: камень святой. С опустением, вымиранием Будника забывалась и легенда. Забывалась, но всё-таки жила... О том, что ему поклонялись не язычники, свидетельствует очертание креста, высеченного кем-то и когда-то на поверхности камня. Вертикальная линия с двумя перекладинами - прямой и косой. Слева от основания креста, если внимательно вглядеться, - углубление, напоминающее человеческую ступню. Хотя всё уже окончательно подразрушилось.
«Это и есть след Божией Матери, - утвердительно и убеждённо сказала Мария Алексеевна». По воспоминаниям, святой считалась и вся деревня. В ноябре 1994 года камень осмотрел и я. Это небольшой гранитный валун, верх которого обожжён. Прослеживается изображение креста и углубление, напоминающее след ноги. Это типичный камень-следовик, один из многих священных камней Псковской земли. Из-за сильной обожжённости гранит камня крошится. В двух-трёх метрах за камнем, если смотреть со стороны деревни, начинается обрыв берега реки Черёхи. Река в этом месте заметно подмывает берег. Камень расположен в зарослях кустарника и мелких лиственных деревьев. Сейчас небольшая площадка перед камнем расчищена от растительности и рядом с ним установлен памятный крест.
В 1995 году прибрежная полоса в районе камня была тщательно обследована. Следы древнего селища здесь обнаружены не были. Однако в сером рыхлом слое старой распашки найдены многочисленные железистые конкреции - «бобовицы» - самородная болотная или луговая железная руда и отдельные железные шлаки - свидетельство добычи и обработки здесь железной руды. Но, самое важное, встречены мелкие фрагменты керамики, среди которых есть один лепной фрагмент и один - раннекруговой с волнистым орнаментом - X века. Таким образом, можно отметить, что это место входило в зону древнего освоения приблизительно около середины и во второй половине X века, то есть во времена Ольги и Владимира. Деревня могла быть где-то по соседству, а здесь, у реки, была какая-то постройка - банька, в конце концов. Вот здесь-то и мог родиться князь Владимир.
А вот о месте летописного пункта «весь Будутина» необходимо сделать несколько замечаний. Его привязка к окрестностям Киева основывалась на том, что деревня была завещана княгиней Ольгой «святой Богородице». Однако, по имеющимся данным, церкви Святой Богородицы, а иначе - Десятинной церкви, ко времени Ольги в Киеве ещё не было. Эта церковь, как известно, была основана только князем Владимиром - правда, «Подробнейшая история Государей Российских», сообщая о возвращении Ольги из Царьграда в Киев, упоминает:
«...поиде Ольга с миром к Киев, и пришед в Киев, постави у себя на дворе церковь малу во имя Пречистыя Богородицы, и учаше сына своего Святослава вере Христианскои, и веляше ему креститися, он же не крежаше о том и не крестися...»
Однако во имя кого ставила Ольга церкви на своей северной родине, неизвестно - наверняка среди них были и Богородицкие. Поэтому где конкретно в пределах обширного Киевского государства находилась эта церковь - неясно. По-видимому, именно эти соображения заставили украинских составителей «Этимологического словаря летописных географических названий Южной Руси» не включать Будутину весь в состав этого капитального издания. Иначе говоря, нет никакой гарантии, что этот пункт находился в районе Киева и вообще где-либо в южнорусских землях. Таким образом, локализация церкви Святой Богородицы столь же плавающая, как и летописной Будутиной веси. Немаловажны и косвенные обстоятельства: во-первых, село едва ли могло быть завещано маленькой домовой церкви, и, во-вторых, наверняка разгневанная (!!!) княгиня Ольга отослала провинившуюся Малушу с глаз подальше, в порядочную глушь, а вовсе не в ближние окрестности Киева.
В Пскове краеведческая традиция связывает с именем княгини Ольги основание первой церкви на месте Троицкого собора, а также постройку первой Власьевской церкви. Теоретически возможно, что в окрестностях Пскова могли быть какие-то ранние храмы, сведения о которых не дошли до нас даже в преданиях.