Земле святой Троицы верой и правдой служить. Страница 3.
Город осаждали 10 дней. У церкви Петра и Павла «на брезе», на берегу Великой, был разбит лагерь предводителя вражеского войска. Тщательно подготовившись к битве, старый Довмонт повёл псковичей навстречу ливонцам - «...и бысть сеча зла, яко николи же такова подо Псковом не бывала». Меч Довмонта сверкал над головами врагов - и в старости князь обладал недюжинной силой. Уцелевшие немцы вплавь добирались к своим судам и в спешке уходили, а псковичи вновь праздновали победу.
Этот бой стал последним подвигом Довмонта-Тимофея: в Пскове вспыхнула эпидемия - князь заболел и 20 мая 1299 года скончался. Псковичи глубоко переживали его смерть. Похоронили Довмонта в княжеской усыпальнице Троицкого собора... Причисленный к лику святых Русской Православной Церковью, этот князь долгие века почитается как небесный покровитель Пскова, а его посмертные деяния засвидетельствованы летописью. Так, в 1480 году, когда немцы осадили Псков, Довмонт явился во сне одному горожанину и дал совет: «...возьмите одеяние (покров) гроба моего, обнесите его три раза вокруг города с крестами и не бойтесь». Псковичи исполнили указание князя - и враг отступил.
Образ Довмонта сохранился в литературе, на основе устных преданий было составлено его Житие. Рассказ о Довмонте в манере воинской повести внесён и в Псковскую летопись. Изображение князя сохранилось на иконе XVI века, так называемой Мирожской Оранте, которая хранится сейчас в Музее-заповеднике. Исследователи (и прежде всего Ф.А.Каликин) пришли к выводу, что это - список с иконы XIII века, с прижизненным изображением Довмонта и его жены Марии, помещённых на иконе как её заказчиков. В первые века образования Русского государства изображения князей отсутствовали, отчего Мирожская Оранта приобретает исключительную художественно-историческую ценность.
...В Известиях Императорской Археологической комиссии (далее - ИАК) № 59 за 1916 год сообщалось, что Археологическая комиссия рассмотрела вопрос о реставрации неизвестной иконы XVI-XVII веков. Комиссии были доложены: 1). Телеграмма Н.Ф.Окулича-Казарина с просьбой починить эту «погибающую» икону в присутствии членов ИАК. 2). Акт осмотра иконы 3 апреля 1916 года П.П.Покрышкиным, К.К.Романовым, Н.Ф.Казариным, священником Александром Ляпус-тиным, членами ПАО Тарасовым, Смирновым, Казаковым и ювелиром Силаевым следующего содержания:
«3 апреля 1916 года по инициативе и в присутствии Её императорского высочества великой княгини Марии Павловны младшей, с благословения архиепископа Псковского и Порховского Евсевия и с ведома ИАК мы, нижеподписавшиеся, произвели осмотр иконы святого благоверного князя Довмонта-Тимофея и супруги его княгини Марии, в иночестве Марфы, с целью определить степень повреждения иконы. Икона принадлежит псковскому Троицкому собору и для осмотра была принесена в церковь женского епархиального училища. Святой благоверный князь и супруга его изображены в молении ко святой Троице в ветхозаветном явлении. На иконе имеется глухой медный посеребрённый оклад середины XIX века в стиле «ложного барокко»... (далее следует подробное описание иконы. -М.М.)».
Постановлено: разрешить исправление иконы под наблюдением П.П.Покрышкина и К.К.Романова». Предположительно, эта икона находится в собрании Третьяковской галереи. Икону святого Довмонта и его жены Марии уже в начале XX века считали неизвестной - такой, к сожалению, она остаётся для псковичей и по сей день.