728*90
Древний город Псков
903 - 2024 годы
 
Маршрут № 1
Кремль. Довмонтов город

Маршрут № 2
Проходит по центру города

Маршрут № 3
Проходит по местам воинской славы средневековья и ВОВ
Маршрут № 4
Проходит по центральной части Пскова и улице Гоголя.

Маршрут № 5
Проходит по Октябрьскому проспекту - центральной магистрали Пскова.
Маршрут № 6
Проходит по территории Запсковья: улицам Леона Поземского, А.И.Герцена.

Маршрут № 7
Проходит по району Завеличья
 

 

 



 

 

Кафедральный Собор Святой Живоначальной Троицы (страница 7)

Ольгинский Крест

Еще одна святыня - Ольгинский крест, который она, по преданию, водрузила на месте будущего града Пскова, получив свыше знак о славе и величии будущего города. В 1609 году крест стал жертвой пожара, но в 1623 году попечением архиепископа Иоакима была устроена его копия, сохранившаяся до наших дней. Крест деревянный, восьмиконечный.

И в наши дни в Троицком соборе находится чудотворная икона XY века Чирской Божией Матери, принесенная сюда из погоста Чирски (ныне деревня Ереми-но Псковского района, церковь не сохранилась) в 1420 году. Особенность этой иконы в том, что она имеет изображения с двух сторон. На лицевой стороне иконы изображение Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках, на другой стороне - евангелист Лука и преподобный Феодосии Печерский. Согласно «Псковской летописи», в 1420 году, когда был сильный мор в Пскове и окрестностях, от иконы Пресвятой Богородицы в погосте Чирски было великое знамение: из обоих очей капали слезы. Решено было перенести икону в Псков, 16 июля весь город вышел ей навстречу с крестами и хоругвями. Встретили икону за Старым Вознесением, где впоследствии был устроен Вознесенский женский монастырь, а на месте встречи иконы поставлена монастырская церковь. Икону крестным ходом перенесли в Троицкий собор. Риза на икону сделана в 1835 году. С тех пор 16 (29) июля установлено празднование Чирской иконы. Храмовая икона Святой Живоначальной Троицы написана в XYII веке, предположительно мастерами Московской Оружейной палаты. В соборе находится также икона Святой Живоначальной Троицы конца XYI - начала XYII веков. Некоторые исследователи предполагают, что этот образ являлся храмовой иконой предыдущего собора. Еще одна икона Святой Троицы выполнена в 1942 году из мозаики в одной из мастерских Германии. Это дар собору русского художника Евгения Евгеньевича Климова (1901-1990). Икона сделана на его средства. Климов бывал в Пскове в 1942 году в составе Псковской Православной миссии, с 1949 года жил в Канаде. Она предназначалась художником для Великих ворот Псковского кремля, но была установлена в соборе, любима и почитаема верующими.

Две иконы Тихвинской Божией Матери представляют собой списки XIX века с иконы XIY века. Первоначально таких икон в соборе было три. Одна из них передана во вновь открытый Снетогорский монастырь.

Икона Святого Благоверного Князя Всеволода-Гавриила в соборе относится к XYII веку. Князь канонизирован Русской Православной Церковью в 1547 году. Икона Святого Николая Саллоса относится к XYIII веку. В день, когда совершается служба по всем юродивым, по блаженному Николаю Саллосу поётся отдельный кондак: «Ты бо еси граду Пскову и всем христолюбивым людям похвала и утверждение».

Икона Святой Равноапостольной Ольги представляет собой копию с фрагмента росписи Владимирского собора в Киеве, выполненной М.В. Нестеровым. Эта икона написана наместником Псково-Печерского монастыря Алипием в середине XX века.

В соборе также находится икона, известная под именем Псковской Божией Матери, написанная в XYIII веке. До 1848 года эта икона хранилась в Богоявленской церкви вместе с вышедшими из употребления вещами. На ней не было украшений, надписей, только на обратной стороне иконы была отметка о том, что она поновлена в последней четверти XYIII века. В 1848 году, когда в Пскове свирепствовала эпидемия холеры, псковский купец 3-й гильдии Александр Васильевич Барзов нашел её среди ненужных церковных вещей и перенёс в собор. Вскоре заботами Барзова была собрана необходимая сумма, и икона была украшена богатой серебряной позолоченной ризой с жемчугом и драгоценными камнями. Ризу делал московский придворный ювелир Сазиков. Спустя некоторое время для иконы устроены три киота: для ношения иконы в крестных ходах из простого дерева, для хранения зимой в Благовещенском соборе красного дерева, для помещения на лето в Троицком соборе устроен особенный киот.

Все иконы до 1922 года имели богатые украшения, пожертвованные поколениями псковичей. В ризнице находились Евангелия рукописные и напечатанные в XYII веке, большой художественной работы богослужебная утварь, подаренная собору псковскими архиереями, псковские деньги (монеты), печати и другие предметы. В 1922 году соборные ценности изъяты под предлогом помощи голодающим в Поволжье. Некоторые соборные иконы и богослужебная утварь находятся в музее-заповеднике.

До 1917 года в Троицком соборе находилась икона Пресвятой Богородицы «Призри на Смирение». Она была явлена в 1426 году на Каменном озере и перенесена в Псков. Список XIX века с этой иконы в настоящее время находится в Киеве в Введенской церкви. Предположительно, список был собственностью протоиерея Бориса Квасницкого, репрессированного в 1937 году и успевшего передать икону на хранение духовной дочери, монахине Феодоре, а та перед смертью, в 1992 году, отдала образ в Киевскую Введенскую церковь.

Страница: - 1 - | - 2 - | - 3 - | - 4 - | - 5 - | - 6 - | - 7 - | - 8 - | - 9 - | - 10 -

 

 

Наверх