728*90
Древний город Псков
903 - 2024 годы
 
Маршрут № 1
Кремль. Довмонтов город

Маршрут № 2
Проходит по центру города

Маршрут № 3
Проходит по местам воинской славы средневековья и ВОВ
Маршрут № 4
Проходит по центральной части Пскова и улице Гоголя.

Маршрут № 5
Проходит по Октябрьскому проспекту - центральной магистрали Пскова.
Маршрут № 6
Проходит по территории Запсковья: улицам Леона Поземского, А.И.Герцена.

Маршрут № 7
Проходит по району Завеличья
 

 

 



 

 

"Вторая жизнь" Троицкого собора. Страница 2.

Троицкий Собор г.Псков

Согласно распоряжению Уполномоченного по охране памятников по Ленинградской области от 17 мая 1936 г. был начат пересмотр списков памятников, т.к. ранее составленные исполнялись «реакционной профессурой в 1920 г., при этом составители упомянутых списков руководствовались не столько соображениями охраны действительных исторических памятников, сколько в целях сохранить на случай буржуазной помещичьей реставрации церковные здания». Руководствуясь этими указаниями, директор Псковского музея В. Ф. Зыбковец 21 июня 1936 г. направил секретарю окружкома ВКП(б) П. И. Петрунину записку, в которой отмечал, что нынешний Троицкий собор построен в концеХУИ в., он является «четвертым по счету собором «во имя Троицы», сооруженным на месте сгоревших последовательно соборов» и «ничего общего с особенностями стиля псковского зодчества не имеет и в значительной степени испорчен переделками и ремонтами в XVIII и XIX вв.». Учитывая все это, В. Ф. Зыбковец считал «вполне возможным полную ликвидацию Троицкого собора», т.е. его уничтожение. Но эти поистине варварские предложения по каким-то неведомым причинам не были реализованы, и в помещении Троицкого собора начались работы по организации антирелигиозного музея.

Открытие антирелигиозного музея в главном храме города было характерным не только для Пскова. Так, еще в феврале 1929 г. Президиум Ленинградского облисполкома согласился с предложением Новгородского окрисполкома «о закрытии Софийского собора для богослужения с использованием его для музейно-просветительских целей». В том же году главный храм Новгорода стал именоваться антирелигиозным музеем. Несколько раньше, в 1928 г., по ходатайству Наркомпроса была ликвидирована религиозная община Исаакиевского собора в Ленинграде, и в 1930 г. в нем был открыт антирелигиозный музей. В закрытом Казанском соборе в 1932 г. разместился музей истории религии, которому в 1938 г. передали все материалы из Исаакиевского собора: произошло объединение двух музеев в один. И вот теперь Пскову предстояло последовать примеру своих соседей.

Дело же организации нового музея оказалось не таким простым, как предполагалось, и заняло несколько лет. В 1936-1937 гг., несмотря на указания партийных и советских органов округа, сделать удалось немногое, а усиленная работа по созданию музея началась с конца 1938 г. Имевшийся в соборе иконостас признано было целесообразным сохранить с детальной расшифровкой каждой иконы: он должен был стать составной частью будущей экспозиции. Оставалась на месте и рака с мощами св. князя Всеволода-Гавриила. В центре здания предполагалось по типу имеющегося в Исаакиевском соборе Ленинграда установить маятник Фуко, подтверждающий учение Н. Коперника о гелиоцентрической системе мира и вращении Земли вокруг Солнца и своей оси. Вокруг маятника и в галереях размещалась экспозиция с включением в нее местного материала, в левой части здания оборудовался лекционный зал. «К 1 мая (1939 г.) в бывшем Троицком соборе будет открыт антирелигиозный музей - центр атеистической пропаганды в Пскове, - говорилось в обращении «За образцовый музей» группы его сотрудников. 200 с лишним лет русское самодержавие при помощи попов, монахов и прочей челяди в этом соборе отравляло народное сознание, одурманивало трудящихся, отвлекало их от борьбы с эксплуататорами. Теперь бывший собор послужит делу борьбы с религиозными предрассудками, делу укрепления материалистического мировоззрения масс...» С марта 1939 г. псковские заводы приступили к выполнению заказа по изготовлению маятника Фуко: металлические части для его верхней половины делались на заводе «Выдвиженец», а шар (ядро) - на «Металлисте». Общая высота маятника достигала 32 м: это был второй по величине в СССР (после Ленинградского в Исаакиевском соборе, высота которого составляла 93 м) и третий в мире (вторым по величине был маятник в Париже) из маятников такого рода.

Открытие музея состоялось 1 мая 1939 г. В центре большого зала, под главным куполом, как и предполагалось, с 32-метровой высоты равномерно раскачивался маятник Фуко, меняющий плоскость своих колебаний, а в экспозиции, состоящей из 15 отделов, размещались материалы о строении Вселенной, происхождении животного и растительного мира, человека, религиозных верований. При помощи разнообразного иллюстративного материала на стендах были представлены основы учения и взглядов Н. Коперника, Д. Бруно, Г. Галилея, И. Ньютона, а также борьба с ними церкви. Посетители могли видеть и снимки многих небесных явлений: затмений Солнца и Луны, прохождения комет, падения метеоритов и др. Специальный раздел был посвящен учению Ч. Дарвина, а следовательно — главным этапам развития человечества от обезьяны к человеку. При освещении роли религии в разные исторические периоды впечатление значительно усиливалось каменными идолами, «колдовскими» и жертвенными камнями, привезенными в музей из разных мест Псковщины. Главное же место занимали материалы и экспонаты, призванные разоблачать «церковные чудеса», а также показывать «реакционную роль религии» в жизни человека.

Демонстрировались, например, «нетленные мощи» князя Всеволода-Гавриила, призванные доказать, что таковых на самом деле не бывает. Здесь же находилось и второе «чудо»: крест, из которого по системе трубок, сконструированных священником Троицким, капала вода; крест назывался «плачущим» или «слезоточивым». Одно из центральных мест занимали материалы судебного процесса над «обновителями икон» 1924 г.: фотографии и сами «обновленные иконы»; имелся иллюстративный и цифровой материал о церковном и монастырском землевладении (церковь - крупнейший феодал-крепостник). Заключительный отдел музея был озаглавлен «Сталинская Конституция» и содержал материалы о «достижениях страны Советов, освободившейся от духовного гнета религии». К 1 января 1940 г. число посетителей со времени открытия музея составило свыше 40 тыс. чел., а к февралю 1940 г. - около 42 тыс. Помимо экскурсий сотрудники его выходили на предприятия города, выезжали в районы округа с лекциями и беседами на антирелигиозные темы, особенно много и часто - в преддверии и в период религиозных праздников.

Антирелигиозный музей в помещении Троицкого собора просуществовал недолго - немногим более двух лет. С началом Великой Отечественной войны и захватом Пскова немецко-фашистскими оккупантами он прекратил свое существование. Почти все его материалы оказались утраченными, а собор вновь стал действующим храмом; 18 августа 1941 г. в нем после долгого перерыва было совершено первое богослужение. С тех пор они уже не прекращались.

 

Страница: - 1 - | - 2 - | - К списку статей -

 

Наверх