Псковский Летописец. Страница 2.
«Повесть временных лет» - начальная русская летопись Киевской Руси. Патриотическая возвышенность рассказа, широта политического горизонта, живое чувство народа и единства Руси составляют исключительную особенность «Повести временных лет».
Сложилась «Повесть временных лет» далеко не сразу. Свой окончательный вид она приобрела в первой четверти XII века, но ей предшествовали другие летописи, которые она включила в свой состав.
По всей вероятности, составителем «Повести временных лет» явился монах Печерского монастыря Нестор... Враждебные монастырю редакторы изъяли имя Нестора из заглавия летописи, но оно всё-таки сохранилось в так называемом Хлебниковском списке: «Нестора, черноризца Федосьева монастыря Печерского».
В лето 6367 - В древней Руси до Петра летоисчисление велось «от сотворения мира» и началом года считался либо день 1 сентября, либо день 1 марта. От «сотворения мира» до «рождества Христова» считалось 5507 - 5508 лет (следовательно, дата нашей эры получается, если от древнерусской даты отнять 5507 или 5508 - в зависимости оттого, приходится событие на время до 1 марта или 1 сентября или после, но до 1 января).
...чюдь... - племя финно-угорского происхождения на севере Руси; предки эстов (ср. Чудское озеро). Входили в государственное образование Руси. Знатные представители чуди жили в Киеве («двор Чудин» в Киеве) и в Новгороде (Чудинцева улица в Новгороде).
И реши сами в себе: «Поищемъ собе князя, иже вы володелъ нами и судилъ по праву» - Легенда о призвании трёх братьев-варягов - Рюрика, Синеуса и Трувора - служит главным основанием для построений норманистов, доказывающих происхождение русской государственности со скандинавского Севера. Между тем легенда эта искусственного происхождения, её историческое зерно отнюдь не достоверно.
Обратим внимание на то весьма важное обстоятельство, что легенда эта на юге Руси рассказывается только в «Повести временных лет». Ни одно другое литературное произведение XI-XIII веков не знает Рюрика как основателя княжеского рода. В легенде этой отразились новгородские порядки, где князья «призывались» вечем вплоть до 1470 года. Предание о Рюрике - новгородское, оно связано с местностью под Новгородом, называемой Рюриково городище. Предание о Синеусе - белозерское, где даже в XIX веке показывали «могилу царя Синеуса». Предание о Труворе, возможно, связано с какими-либо местными легендами Изборска. В связи с этим отметим, что Новгород - центр племени новгородских «словен», Изборск - кривичей, Белоозеро же расположено в районе мери. Возможно, что Рюрик, Синеус и Трувор были князьями этих трёх племён и не были связаны между собою узами родства. Соединить этих князей узами братства по законам эпического творчества и создать легенду об их призвании, исходя из обычной в Новгороде практики призвания князей, могли и сами рассказчики и летописцы...
Регулярные упоминания Изборска в русских летописях и западных хрониках начинаются с 30-х годов XIII века: в 1233 году немцы захватили Изборск, но псковичи тут же его отбили; в 1240 году немцы вновь овладели Изборском и Псковом и оставили их лишь в апреле 1242 года, после победы Александра Невского в Ледовом побоище на Чудском озере, - «В лето 6747. Октября въ 16 избиша Немци под Изборском псковичь 600 моужь и тако, пришедше, взяша Псковъ; и седоша Немцы въ Пскове 3 лета» (Вторая Псковская летопись. М.Л., 1955). В 1323 году немцы - по пути к Пскову - обошли Изборск стороной, но изборский князь Остафий (Евстафий) со своей дружиной ударил немцам в спину и спас осаждённый ими Псков.
Стратегическое для Пскова городище уже не отвечало требованиям времени и... «В лето 6811 (1303). Бысть зима тепла без снега, и бысть хлебъ дорог велми. Того же лета Изборескъ поставленъ бысть на новом месте», - сообщает летописец (Первая Псковская летопись. М.—Л.Д941). Новую крепость срубили деревянной, и лишь для хранения зелья на откосе холма сложили каменную башню Луковку (Куковку). В 1330 году деревянные стены и башни были заменены каменными: «В лето 6838 ... еще при князи Александре, Шолога посадникъ съ псковичами и съ из-боряны поставиша градъ Изборескъ на горена Жоравьи»...
К первоначальному месту Изборска - Труворову (или Старому) городищу - исследовательский интерес никогда не иссякал... Впервые оно было обследовано в 1878 году КГ.Евлентьевым, секретарём Псковской археологической комиссии. В неглубоком (71 см.) шурфе Константин Григорьевич обнаружил фрагменты керамических сосудов, обломки глиняного грузила для рыболовной сети, кости животных и уголь. В 1924 году небольшой шурф здесь заложил профессор Тартуского университета Б.Нерман...
После Великой Отечественной войны (1946 г.) городище обследовала САТараканова, когда у его западного края была открыта кладка крепостной стены. В начале 1950-х годов Г.П.Гроздилов выявил неплохо сохранившийся культурный слой у городищенского вала и впервые обследовал посад.
С 1971 года исследованием Старого изборского городища занялась экспедиция Института археологии РАН и Псковского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника под руководством Валентина Васильевича Седова. Раскопы и многочисленные уникальные находки позволили сделать вывод, что древнейшее поселение здесь возникло на рубеже VII-VIII веков, оно занимало площадь около 4500 квадратных метров и было, по мнению В.В. Седова, ремесленно-торговым укреплением и одним из племенных центров кривичей. К середине X века Изборск вырос в раннефеодальный город - укрепление увеличилось до 9500 квадратных метров. В постройках окольного города обнаружены следы бронзолитейного, ювелирного, косторезного, камнетёсного, кузнечного и плотницкого ремёсел... На рубеже XI-XII веков по периметру городища сооружается каменная стена, а на мысу - башня: на Труворовом городище был поставлен первый каменный русский город...
В культурном слое XIII века экспедицией В.В. Седова зафиксирована мощная горелая прослойка - и летописи сообщают о пожарах Изборска во время его захвата немцами...