Ценообразование в гостиничном бизнесе
В любом бизнесе продавец хочет побольше заработать, а покупатель поменьше заплатить. Эффективная цена, это цена, которая устраивает обе стороны, то есть компромисс. Не существует абсолютно правильного во всех случаях метода ценообразования, на гостиничном рынке используется несколько различных способов ценообразования, каждый из них имеет свои плюсы и свои недостатки.
Цены на гостиничный номер могут устанавливаться исходя из издержек, то есть издержки умножают на необходимый коэффициент рентабельности. При использовании этого метода, есть некоторая сложность. В гостиничном бизнесе, издержки на гостиничный номер сильно зависят от загруженности гостиницы. Например, гостиница имеет 236 номеров, издержки на содержание этих номеров 900 000 рублей. При полной загруженности гостиницы, издержки на один номер составят 3 814 рублей. При загруженности гостиницы на 76 %, издержки на один номер составят 5 028 рублей. Гостиница всё таже, а издержки на один номер выросли почти в полтора раза. Этим методом ценообразования можно пользоваться, если известна средняя загруженность по гостинице. Метод прост и достаточно популярен.
В международной практике широкое распространение получил метод Хабберта. Отправной точкой для установления цены на номер, является затраты на строительно-монтажные работы при возведении гостиницы. Каждая тысяча рублей затраченная на строительство гостиничного номера даёт один рубль к его посуточной оплате. Приведём пример расчётов. На строительство гостиницы было потрачен один миллиард рублей, гостиница имеет 234 номера. В этом случае суточная стоимость номера должна составлять примерно 4 274 рубля. Основной недостаток этой формулы заключается в том, что текущая ситуация на рынке предлагаемых гостиничных услуг в этой формуле никак не учитывается. Для предварительных расчётов эту формулу можно использовать, а вот потом будет совсем нелишним вносить в стоимость номера коррективы в соответствии с текущей ситуацией.
Достаточно активно используется метод высоких и низких цен. Ставя цены на номера ниже, чем у конкурентов, гостиница пытается заработать за счёт переманивания клиентуры соседей и более полной загруженности гостиницы. При методе высоких цен, гостиница позиционирует себя на рынке, как более качественный, чем у конкурентов гостиничный сервис. При методе высоких цен ведётся интенсивная имиджевая реклама. Оба эти методы жизнеспособны, в руках профессионала, способного грамотно их применить. Тупое использование этих методов, может дать совершенно противоположный результат, то есть очень важен уровень профессиональной подготовки и опытность управленца.
Метод суммарного дохода. Управленца гостиницы не интересует доход от конкретного номера, ему интересна суммарная доходность всех гостиничных номеров. То есть в этом методе учитывается загруженность гостиницы. «Играя» с ценами на номера, можно добиться максимальной выручки, то есть оптимальной цены на номера и оптимальной загруженности гостиницы в целом.
Метод тарифных планов. Контингент посетителей гостиницы разбивается на сегменты, под каждый сегмент разрабатывается своё предложение услуг: скидки, бонусы, условия для получения всего этого и так далее. То есть используется максимально гибкий подход к клиентам гостиницы, чтобы максимизировать прибыль по каждому сегменту. Контингент посетителей может меняться в зависимости от сезона или других факторов. Каждая гостиница собирает и анализирует статистическую информацию по посетителям. Это позволяет гостинице оперативно перестраиваться и предлагать максимально выгодные условия своим постояльцам. Естественно, максимально выгодными они будут и для гостиницы.
Статья подготовлена сервисом онлайн бронирования гостиц в Казани - http://kzn-hotels.ru/.