Морские круизы – краткий исторический экскурс
Пальма первенства в организации регулярных трансатлантических рейсов США – Англия принадлежит компании Black Ball Line, с 1818 года предложившей пассажирам совершать путешествия в комфортных условиях и с организацией развлечений. В 1867 году состоялся первый круиз из Нью-Йорка в Европу и далее в Палестину на колесном пароходе Квакер Сити. На его борту находился знаменитый Марк Твен. Его книга «Простаки за границей», написанная на основе путевых заметок, способствовала росту популярности этого вида путешествий. Морские круизы стали модными среди состоятельных людей. С каждым годом палубы круизных пароходов становились просторнее, каюты комфортнее, а развлечения интереснее.
Но первое судно, предназначенное исключительно для отдыха, появилось только в 1881 году, когда судоходная компания P&O (Peninsular & Oriental Steam Navigating Company), переоборудовала под круизный лайнер свой корабль Цейлон и использовала его для организации круизов круглый год.
Начало ХХ века ознаменовалось повышением спроса на морские суда с повышенным уровнем комфорта – индустрия морских путешествий набирала обороты. Ее развитие было прервано Первой мировой войной, после окончания которой ряд судоходных компаний сделали ставку на организацию морских круизов. Для этой цели были переоборудованы обычные пароходы, ранее использовавшиеся для линейных пассажирских перевозок. Их интерьеры отличались броской роскошью, чтобы отвлечь пассажиров от неприятных ощущений, вызываемых качкой. Именно морская болезнь была причиной того, что многие пассажиры не воспринимали круизы в качестве приятного отдыха.
Взлету популярности морских круизов в период с 1920 по 1933 год способствовало введение «сухого закона» в Америке – во время этих путешествий американцы могли употреблять спиртные напитки, когда лайнер находился вне территориальных вод США. Такие круизы получили название запойных.
Первое кругосветное путешествие предложила своим клиентам в 1922 году британская компания Кунард Лайн на своем судне «Лакония».
С 1929 года начался ввод в эксплуатацию круизных лайнеров со стандартными пассажирскими каютами, оборудованными комфортно, но без помпезной роскоши.
Вторая мировая война, начавшаяся в 1939 году, сделала морские круизы невозможными, и предназначенные для путешествий суда были переоборудованы в транспортные.
В послевоенные годы появилась потребность в большом количестве океанских лайнеров для перевозки беженцев и эмигрантов, что привело к бурному развитию индустрии морских пассажирских перевозок. Это продолжалось до 26 октября 1958 года, когда американской авиакомпанией Pan American был открыт маршрут Нью Йорк – Лондон, а пассажирами Боинга 747 стали 111 человек.
Возможность осуществлять беспосадочные трансатлантические авиарейсы привела к резкому падению спроса на морские пассажирские перевозки, зато привела к зарождению и развитию современной индустрии морских путешествий.