Древний город Псков
903 - 2017 годы
 
Маршрут № 1
Кремль. Довмонтов город

Маршрут № 2
Проходит по центру города

Маршрут № 3
Проходит по местам воинской славы средневековья и ВОВ
Маршрут № 4
Проходит по центральной части Пскова и улице Гоголя.

Маршрут № 5
Проходит по Октябрьскому проспекту - центральной магистрали Пскова.
Маршрут № 6
Проходит по территории Запсковья: улицам Леона Поземского, А.И.Герцена.

Маршрут № 7
Проходит по району Завеличья
 

 



 

Про город в Подмосковье - Дмитров

 

Про город в Подмосковье - Дмитров

Дмитров - один из древнейших городов старинной Суздальской земли, ровесник Москвы. Он был основан Юрием Долгоруким в 1154 году. Рассказывают, что приехал князь в эти места для сбора дани. Здесь княгиня родила сына, которого нарекли Дмитрием. В честь сына своего Юрий Долгорукий назвал и город Дмитровом.

Город удобно встал на скрещении водных и сухопутных дорог. Как крепость-сторож на реке Яхроме, для защиты земли Суздальской. Через него шел торговый путь на верхнюю Волгу. Дмитров рос и креп. Торговали здесь хлебом, солью, пушниной. Город стал центром Дмитровского княжества. История становления города проходила в постоянной междоусобной борьбе князей. Это нашло отражение в гербе города Дмитрова, где изображены четыре княжеские короны.

Москва еще не могла подчинить себе этот город, хотя в 1214 году Московский князь попытался отнять Дмитров у своего брата Ярослава, но потерпел поражение. Во время татаро-монгольского ига город много раз подвергался зверскому опустошению, но быстро восстанавливался. В 1364 году Дмитров вошел в состав Московского княжества. Небольшого расцвета достиг он в XV-XVI веках. Москва к этому времени уже стала столицей Руси, а Дмитров - ее ближайшим северным портом.

Положение города на кратчайшей прямой от Москвы к верхней Волге и к тому же на "переломе" пути (на месте перевалки грузов, доставленных из Москвы по сухопутью на воду) делало Дмитров важным для торговли Москвы и всей Руси. Развивались в нем и ремесла.

Сельские жители под Дмитровом, кроме работы на земле и ухода за скотом, занимались промыслами, то есть добывали средства для жизни, промышляли. В толковом словаре Владимира Даля "промысел" определяется как способ добычи и умение добыть средства для жизни.

Промыслы возникли и в деревнях, и в селениях. Здесь производились различные изделия, в том числе и художественные. Ими можно было не просто любоваться, но и использовать в быту.

В Рогачевской волости Дмитровского уезда делали роговые гребни, расчески, гребенки и гребешки, нужные в каждом доме. В Подчеркове под Дмитровом развивался позументальный промысел, вначале кустарный, а затем кустари начали работать на фабриках. В городе и окрестностях перерабатывали кожу, делали веревки, бечевки, судовые канаты. Дмитров жил ремеслами и торговлей.

В XVI веке Россия потеряла выход к Балтийскому морю, новый путь к северным морям пошел уже не через Дмитров, а Ярославль, Вологду, Архангельск. Дмитров оказался в стороне от торговых дорог и стал приходить в упадок. Лишь за время правления Петра I вновь возросло значение древнего города. Через него прошел тракт на Петербург, но, по сравнению с прошлым, торговая роль Дмитрова оставалась скромной. Правда, в городе появилась бумагопрядильная и суконная фабрики, кожевенный и стеклянный заводы. Но в основном горожане занимались огородничеством, весь город лежал в низкой части долины реки Яхромы. На пойменных плодородный землях дмитровчане разбивали огороды и выращивали прекрасные овощи.

В начале XIX века в стороне от железных дорог, Дмитров превратился в уездный тихий городок. Его население не росло. В 1897 году в городе насчитывалось лишь около 4,5 тысячи жителей.

Коренной перелом в развитии Дмитрова наступил уже в наше время с началом строительства канала Москва - Волга.

История Подмосковья тесно связана с Москвой-рекой. Город Дмитров стал центром строительства канала: здесь добывали строительные материалы, появились ремонтные мастерские, которые стали базой для дмитровских предприятий.

Для постройки канала Москва - Волга потребовалось множество рабочих рук, строили его почти вручную, канал был народной стройкой, но использовали и труд заключенных.

В 1926 году в Дмитрове было лишь 6,4 тысячи жителей, а в 1939 году их стало более 25 тысяч, строители оседали в городе. Дмитров становился промышленным, транспортным и культурным центром.

В современном Дмитрове много интересных исторических и архитектурных памятников: Борисоглебский монастырь, Успенский собор. В полутора километрах от станции- сердце города - Историческая площадь. Здесь виден хорошо сохранившийся мощный земляной вал кремля овальной формы, протяженностью в 1 км и высотой от 8 до 23 метров. Внутри вала находится древний Успенский собор XVI века с галереей XVII века. На стенах собора - цветные израсцовые украшения, внутри – рельефный медальон с изображением Георгия Победоносца.

ВЫ музее много интересных экспонатов. Крестьянская курная изба, рабочая каморка, обстановка из помещечьих усадеб: мебель, богатая одежда, фарфор.

Музей рассказывает о выдающихся людях, которые были связаны с Дмитровом и его окрестностями: о полководце А.В. Суворове, главнокомандующем русскими войсками в Семилетнюю войну, о декабристах С.Г. Волконском, М.А. Фонвизине. М.П. Бестужеве-Рюмине о гениальном русском писателе Л.Н. Толстом, о художниках - братьях Васнецовых и др.

Старожилы-дмитровчане могут рассказать о тяжелых боях за город во время Великой Отечественной войны. Фашисты и представить себе не могли, что в такой мороз кто-то отважится пересечь канал. Но наши солдаты переплыли: кто на плоту, кто в лодке, а кто просто вплавь. Стоит у Дмитрова обелиск в память о павших при освобождении этой Московской области.

Современный Дмитров - город с 65,2 тысячами жителей, промышленный центр северного Подмосковья. Главная магистраль города - Московское шоссе.

В городе развиты текстильная, трикотажная и машиностроительная промышленность, построены завод фрезерных станков повышенной точности, полиграфический комбинат.

Известны дмитровские экскаваторы на гусеничном ходу с мощностью мотора в 500 лошадиных сил. Такие экскаваторы могут за 1 час прорыть километровую траншею. Эти машины незаменимы при тушении пожаров в лесу, когда нужно преградить путь огню, используют их и для прокладки трубопроводов.

В живописных окрестностях Дмитрова расположены санатории и дома отдыха.

Наверх