Древний город Псков
903 - 2017 годы
 
Маршрут № 1
Кремль. Довмонтов город

Маршрут № 2
Проходит по центру города

Маршрут № 3
Проходит по местам воинской славы средневековья и ВОВ
Маршрут № 4
Проходит по центральной части Пскова и улице Гоголя.

Маршрут № 5
Проходит по Октябрьскому проспекту - центральной магистрали Пскова.
Маршрут № 6
Проходит по территории Запсковья: улицам Леона Поземского, А.И.Герцена.

Маршрут № 7
Проходит по району Завеличья
 

 



Звонница Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря

Звонница Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря К востоку от Успенского собора, по той же линии, на площадке находится главная монастырская колокольня, или звонница, каменная из нескольких столбов, поставленных в одну линию, от запада к востоку.

Большая звонница - одно из крупнейших архитектурных сооружений подобного типа (как и звонница Новгородского Софийского собора, звонницы церкви Богоявления и Пароменской Успенской церкви во Пскове).

Она насчитывает шесть основных пролетов (звонов) и седьмой, пристроенный позднее, благодаря чему образуется как бы второй ярус.

Собрание колоколов Псково-Печерского монастыря - одно из самых значительных как на Псковской земле, так и в Северо-Западной России.

В настоящее время здесь сосредоточено несколько десятков памятников, среди которых есть уникальные образцы XVI-XVIII вв. Колокольные наборы размещаются на Большой звоннице, на звоннице Никольской церкви, при часах, на крыльце ризницы. Раньше они имелись и при других церквах.

В XVII в. колокола висели у храма Антония и Феодосия Печерских. Во второй половине XVIII - первой четвери XIX вв. существовала деревянная колокольня при церкви Димитрия Ростовского в братских кельях.

Количество монастырских колоколов постоянно менялось. Их переливали, покупали новые, отдавали в приписные храмы. Иногда в монастырь жертвовали трофейные колокола или специально изготовляли колокола в качестве вклада. Так, на колокольне при храме Антония и Феодосия Печерских в 60-х гг. XVII в. находились "два колокола не великих, что присланы из вифляндских городов". (Под "вифляндскими городами" подразумеваются города Дерпт и Вельян (современные Тарту и Вильянди).

Там же вместе с двумя зазвонными и двумя прибойными висел благовестник весом 25 3/4 пуда, подаренный монастырю Иваном Мусоргским - одним из предков великого композитора.

С восточной стороны звонницы в специальной башне находятся часы, существующие здесь еще с XVI в.

Набор, размещенный в настоящее время на Большой звоннице, состоит из 17 колоколов различных размеров и веса. Они не имеют имен, подобно колоколам некоторых крупных колоколен Москвы, Ростова Великого, Новгорода, однако сохранились названия отдельных групп: большие колокола, "Тиньки" ("Диньки"), "Переборы" и "Бурлаки ("Бурлыги"). Пять колоколов Большой звонницы отлиты в XVI в.; один - в конце XVII в.; два - в XVIII в.; два - в XIX в.; на восьми колоколах год отливки не указан.

Первые два восточных пролета (со стороны часов) занимают колокола "Полиелейный" и "Праздничный". Над ними висят по два "Тинька". Далее идут средние колокола: в третьем и четвертом пролетах - по паре "Переборов", а в двух последних пролетах - по одному колоколу, которые образуют группу "Бурлаков". Все они, включая "Часовой" ("Вседневный") колокол, находящийся в седьмом верхнем пролете, составляют основной набор Большой звонницы.

Кроме того, в трех западных пролетах и в верхнем пролете под самыми сводами, есть еще по одному малому колоколу. Эти колокола повешены в начале 1980-х гг. В звонах они не используются и выполняют лишь декоративную функцию.

"Праздничный" колокол отлит в мае 1690 г. в самом монастыре. Сведения о его весе в надписи отсутствуют, но, судя по размерам, он - самый тяжелый на звоннице. Для размещения этого колокола ширина второго пролета звонницы оказалась недостаточной, из-за чего мастерам пришлось растесать ее столбы. Колокол изготовлен псковским мастером Федором Клементьевым и является единственным сохранившимся и, быть может, лучшим образцом его работы. Четкость линий и легкость формы колокола сочетаются с изящным декором в виде двух орнаментальных поясов и двух строк рельефной надписи, выполненной строгим уставом с элементами вязи. В его верхней части изображен голгофский крест, справа и слева от которого вылиты иконы "Спас Нерукотворный" и "Умиление".

"Полиелейный" колокол 21 мая 1558 г. - повелением игумена Печерского монастыря Корнилия - изготовили псковские литейные мастера Кузьма Васильев и Логин Семенов. Это второй по величине колокол на Большой звоннице. Хотя вес "Полиелейного" в надписи не указан, по данным псковской летописи он составляет около 161 пуда. Колокол украшен двумя лентами особого, так называемого "звериного" орнамента, который представляет собой завитки, образованные жгутиками и вьющимися растениями, с включенными в них фигурками различных зверей и птиц (львов, барсов, оленей, двухглавых орлов, грифов и др.).

"Часовой" ("Вседневный") колокол отлит 14 февраля 1765 г., в Москве, на заводе Дмитрия Пирогова; вес его 111 пудов (1818,2 кг). Одновременно с ним изготовили еще один средний колокол, входящий в группу "Переборов". Эта небольшая коллекция памятников московского литья уникальна. Декор, и в особенности, надпись на "Часовом" колоколе значительно отличаются по стилю оформления от двух других больших колоколов. Помимо обычных указаний места предназначения колокола, веса и времени его изготовления, на нем содержатся тексты тропаря и кондака на Успение Богородицы.

Верхний пролет звонницы, где сейчас находится "Часовой" колокол, выстроен в XVII в. или не позднее конца XVII в. Судя по конструкции, размерам и местоположению, строительство велось для какого-то конкретного и не слишком большого колокола (а может быть для нескольких колоколов). Скорее всего, в новом пролете предполагалось поместить сигнальный колокол (может быть, старый "Часовой" - "большой боевой", как описывают его документы XVII в., или какой-то благовестник. После 1765 г. его сменил нынешний "Вседневный" колокол, изготовленный Дмитрием Пироговым, взявший на себя и функцию часового.

Все три больших колокола подвешены на вращающихся осях. В них звонят, раскачивая с помощью специальных шестов, называемых очепами. Этот древнерусский способ звона XVI-XVII вв. сохранился сейчас только в Печерском монастыре.

"Тиньки" ("Диньки") - набор из четырех малых колоколов, подвешенных в двух восточных пролетах (в один ряд над большими колоколами). Название этой группы, вероятно, связано со звукоподражанием и нередко встречается в лексиконе псковских звонарей и в письменных источниках XIX в.

Первый колокол из группы "Тиньков" был отлит на заводе Смирнова в Валдае и весит 1 пуд 13 фунтов (21,7кг). Другой колокол изготовлен в 1550 г. Возможно, этот колокол - один из тех, которые в XVI столетии достались русским ратникам во время осады немецких городов Дерпта (Юрьева, нынешнего Тарту) и Вельяна (Вильянди). Сообщение о том, что один из них был доставлен в Печерский монастырь содержится в Псковской летописи под 1560-й годом.

"Переборы" и "Бурлаки" ("Бурлыги") представляют собой две группы средних колоколов Большой звонницы. Каждой из них управляет отдельный звонарь.

"Переборами" называют четыре средних колокола. Они размещаются в двух центральных пролетах парами: один под другим, по типу лесенки. Во время звонов в "Переборы" ударяют поочередно (перебирают). Вероятно, этим и объясняется название группы.

"Бурлаки" повешены в двух западных пролетах в один ряд. Происхождение их названия неясно. Возможно, оно также связано с приемом игры: во время звона натягивают то одну, то другую веревку, приводящую в движение язык то одного, то другого колокола.

Самый большой колокол "Переборов" - "Великопостный" отлит в 1540 г. псковским мастером Тимофеем Андреевым.

Часы с колоколами расположены на Большой звоннице, в специальной деревянной башне. В настоящее время колоколов девять, размещаются они в два ряда. Нынешний набор колоколов состоит из памятников XVI-XIX вв. Пять из них украшены орнаментами, и лишь на трех колоколах есть надписи с указанием точной датировки.

Один из этих колоколов изготовлен псковичем Логином Семеновым 25 марта 1580 г. Другой колокол отлил в 1743 г. "псковитин посадский человек Фома Юрьев".

В XVI-XVII столетиях часовых колоколов было всего два. Опись 1586 г. сообщает: "Да на той же колокольнице часы бойные, а бои приведены к середнему колоколу под большим, да два колокола немецких, а в них звонят перечасье". В XVIII в. количество колоколов, "что перечасье бьют", увеличивается до шести. Возможно, тогда установили мелодический звон, отличный от обычного "перечасья", имевшего лишь сигнальный характер.

По воспоминанию старых насельников монастыря, в прошлом часы вызванивали "Боже, царя храни".

 

 

Наверх